Главная страница | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Мода и мы
Из жизни
Развлечения, хобби
Живой уголок
Наши дети
Это интересно
Праздники
Домашний очаг
Кулинарные истории
Астрология, фен-шуй
Рецепты красоты
Дача, сад и огород
О здоровье
Рукоделие

Полезности

Досуг

Игровые залы

Наш опрос
Интернет для меня – это

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 633

Начало » Статьи » Это интересно

Картины-«оборотни» и их герои
   В этой статье речь идёт о спрятанных изображениях, которые становятся видны, только когда картины поворачивают и располагают под определённым углом. Они давно и широко известны в разных странах (хотя искусствоведы затрудняются с определением, когда именно появилась первая картина-„оборотень “), прошли свой путь и получили национальные названия: „перевёртыш“ на русском, „upsidedown“ на английском, „vexierbild“ и „kopfuber“ на немецком, „sens dessus dessous“ на французском. Смысл слов одинаков на всех языках и отражает главную особенность — двойственность сюжетов.

Жена на работе и дома

    Одна из самых распространённых картинок-„оборотней“ — „Жена на работе и дома“, иногда — „До и после свадьбы“, а за границей — „До и после шести кружек пива“. При повороте на 180 градусов (то есть „вверх ногами“) изображение молодой женщины превращается в портрет безобразной старухи. Придумал и нарисовал её неизвестный художник ещё в XIX веке, после чего картину многократно перерисовывали и публиковали. Вверху слева — современный вариант московского художника Л.В. Волкова.

 

 

 


 Папа Римский и дьявол

    В музее голландского города Утрехта хранится старинная доска размером 31×24×5 см с портретом Папы Римского. Кажется, что в этом нет ничего особенного, но если доску перевернуть, то профиль главного католика превращается в голову дьявола. В XVI веке это двойное изображение чеканили даже на монетах (фото внизу), сопровождая надписью на латыни: „Mali corvi malum ovum“ („Поганого ворона поганое яйцо“). Головной убор Папы — тиара — действительно по форме напоминает яйцо. Чтобы понять смысл и обоснованность совмещения Папы и дьявола, необходимо знать хоть немного о времени появления портрета: времени борьбы, точнее, войны между католической церковью и протестантской за души верующих. Протестанты обвиняли римскую церковь в нарушении христианских заповедей, в стяжательстве и прощении грехов за плату. Воплощением зла стал сам Папа, ведь народ всегда считал (и считает), что „рыба тухнет с головы“. Отпущение грехов за плату было основным источником доходов римской церкви. Её посланцы развозили по Европе специальные бумаги — папские индульгенции. Купив их, можно было освободиться от любого греха, заручиться прощением ещё не совершённых преступлений, помочь умершему родственнику перебраться из чистилища в рай, сократить время от момента собственной смерти до момента вступления в рай на указанное в бумаге число лет. Тысячи монахов в монастырях занимались написанием индульгенций, и всё-таки их не хватало. Проблему удалось решить Иоганну Гутенбергу (1394–1468) из немецкого города Майнц. Мы знаем его как изобретателя книгопечатания. На самом деле он придумал средство для размножения индульгенций, именно они стали первой продукцией его печатного станка. Книги начали выпускать позже. Что касается автора картины „Папа и дьявол“, имя его не сохранилось. Конечно, он из протестантов и, возможно, поплатился жизнью за своё творчество, так же, как поплатились жизнью сотни тысяч его единоверцев. Протестанты тоже пролили немало католической крови. В 1527 году немецкие войска вместе с испанцами захватили и разграбили Рим. Когда через семь лет великий художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти приехал в Вечный город, он увидел изуродованную фреску Рафаэля, на которой было выцарапано имя духовного вождя протестантов Лютера.

Святитель Митрофан и Пётр I

    Темой одного из первых русских перевёртышей стали события, происходившие при Петре I в начале XVIII века. Необузданное стремление первого императора России немедленно всё переделать, навязать народу непонятные, чуждые правила жизни, отказ от традиций предков и заветов отцов, насильственный угон на государственные работы и в армию встретили неприятие и отпор в самых разных слоях общества. Икона, о которой идёт речь, служит тому подтверждением. Судя по мастерству исполнения, она принадлежит кисти талантливого художника, не самоучки, а большого мастера иконописи. Подпись сделана не на старославянском, а на русском языке: „Изображение Перваго Епископа и Чудотворца Св. МИТРОФАНА Воронежского“.  Епископ прославился тем, что посмел дважды не явиться к императору, несмотря на приказы и угрозу смертной казни за их невыполнение. В Воронеже строился флот для войны с турками за крепость Азов на Чёрном море. Дворец Петра, где он поселился на это время, украшали фигуры нагих античных богов, и епископ отказывался от встречи до тех пор, пока статуи не уберут. Митрофан в молодости не был монахом и ушёл в монастырь после смерти жены, в 40 лет. В письме государю он объяснял своё поведение необходимостью заботы о „младенствующем в вере православном народе“. Прежде чем приобщать людей к древнегреческой культуре, их нужно хотя бы научить читать и писать. За свои убеждения Митрофан готов был пожертвовать жизнью. Пришлось Петру Великому укротить свой гнев и отдать приказ снять статуи. Смелость отдельных личностей в общении с государём, их способность отстаивать своё мнение бескорыстно, ради блага Отечества, ценят не только потомки, но и монархи, если они умны. Митрофан был духовником Петра, пока тот жил в Воронеже, то есть священником, которому император исповедовался в своих грехах. Мы не знаем, насколько откровенен был Пётр на исповедях, но, безусловно, духовный отец слышал от него больше покаянных речей, чем кто-либо другой. Узнав о смерти Митрофана, Пётр сказал: „Не осталось у меня теперь подобного святого старца!“, — поехал в Воронеж и во время похорон нёс гроб с его телом. Сколько бы вы ни смотрели на строгий лик святого, вы не отыщете в нём скрытого изображения, потому что художник выражал в картине своё отношение не к святому, а к человеку, нелюбовь к которому не мог высказать открыто. Но стоит повернуть доску на 180 градусов (с иконами такое проделывали крайне редко), как перед вами отчётливо проступают отталкивающе карикатурные черты человека: по глазам навыкате, усам и общему облику в нём узнаётся Пётр. Можно с уверенностью сказать, что двойственный портрет Митрофана и Петра I сохранился благодаря тому, что никто не догадывался о секрете. Его обнаружили только в конце ХХ века: исследователи не видели греха в том, чтобы во время работы осматривать икону со всех сторон.

    Большинство старинных картин-перевёртышей имели сатирическое содержание. Те, против кого они были направлены, старались уничтожить обличительные изображения, поэтому неудивительно, что до нас дошли лишь единичные образцы.

Источник: http://wsyachina.narod.ru

Категория: Это интересно | Добавил: Slavunkin (02-Июн-2006) | Автор: Анатолий Калинин


Ссылки по теме:


Показать новость друзьям
HTML
BB-Code
Ссылка
Просмотров: 2008 | Рейтинг: 0.0 |

Новости Форума

Реклама

Облако тегов

Друзья сайта

Статистика

Рейтинг@Mail.ru


Хостинг от uCoz